Глубина прокладки канализации

Прокладка канализацииПрокладка канализационных сетей различного назначения является важным этапом строительства. Гарантией безаварийной работы систем различного назначения будет являться только неукоснительное соблюдение требований Строительных норм и правил в части нормативных параметров закладки линий.

Одним из таких параметров является глубина прокладки канализации. От этой величины будет зависеть не только эффективная работа, но и сохранность сети.

Факторы, определяющие глубину прокладки

При выборе глубины укладки труб необходимо учитывать ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на эту величину, и соответственно, определяют стоимость монтажных работ.

  • Назначение канализационной сети.
  • Способ прокладки канализации.
  • Климатические условия в регионе.
  • Возможность возникновения дополнительной нагрузки на канализационную трубу.

Рассмотрим эти критерии более подробно.

Разновидности канализационных сетей

Для большинства обывателей канализация связана только с отводом нечистот от жилых помещений, но на самом деле понятие канализации более обширное и включает в себя различные сети.

Устройство ливневой канализации
Устройство ливневой канализации
  • Устройство ливневой канализации, предназначено для сбора и отвода атмосферных осадков. Глубина ливневой канализации не должна быть меньше глубины промерзания грунта. При осуществлении утепления системы возможно снижение глубины до 0,7 метра.
  • Кабельная канализация предназначена для обеспечения сохранности и возможности замены электротехнических линий. Прокладка электрических кабелей в специальных трубах значительно упрощает процесс монтажа. Глубина кабельной канализации определяется в основном материалом труб, из которых она изготовлена. При применении пластиковых труб она должна составлять не менее 0,4 м, а при стальной канализации — 0,2 метра.

Глубина прокладки бытовой канализации зависит от целого комплекса факторов, которые мы и рассмотрим ниже.

Способ прокладки канализации

Существует два метода монтажа канализационных линий:

  • открытый,
  • в лотках.

Выбор одного из них определяет максимальную глубину заложения линии. Объясняется это тем, что масса земли, которой засыпается трубопровод, оказывает существенное давление на трубу, и при превышении критичных значений существует возможность деформации или повреждения сети.

При открытом способе труба укладывается в траншею на специальную подушку, обычно сделанную из песка, и засыпается грунтом. Для снижения нагрузки можно применять распорки, которые устанавливаются между стенками траншеи.

 Железобетонные лотки
Железобетонные лотки

Для трубопровода, уложенного в лоток, чаще всего применяют готовые железобетонные конструкции, или выкладывают его из кирпича, чтобы он подвергался меньшим нагрузкам. Обеспечивается это перекрытием лотка, которое принимает на себя всю нагрузку.

Максимальная  глубина канализационной трубы при открытом способе монтажа составляет 6 метров для влажной почвы и 8 метров для сухих грунтов.

Глубина закладки лотка зависит только от его механической прочности.

Влияние климатических условий

На глубину укладки канализационного трубопровода, также как и  водопроводной системы, оказывает глубина промерзания грунта. Правда, требования в этом случае несколько другие. Благодаря тому, что температура стоков практически никогда не опускается ниже 10 градусов, и по всей системе циркулируют потоки теплого воздуха, существует возможность прокладки канализационной линии на глубине меньшей, чем отметка промерзания.

Согласно требованиям СНиП — глубина прокладки канализационной трубы зависит от ее диаметра. Для труб, диаметр которых составляет до 500 мм, глубина укладки может быть меньше уровня промерзания на 0,3 метра, для больших труб этот показатель увеличивается до 0,5 метров. При этом верхняя часть трубы должна находиться минимум в 0,7 м от верхней отметки планировки, в противном случае, придется прибегать к утеплению канализационных труб.

Влияние динамических нагрузок

При пересечении линией канализации автомобильных или железнодорожных магистралей существует опасность повреждения коммуникаций, вследствие высоких нагрузок от транспорта. Глубина закладки канализационных труб в этом случае должна быть рассчитана, исходя из таких условий. Но в большинстве случаев выполнить прокладку на требуемом уровне не представляется возможным из-за высотных отметок всей сети.

Прокол под дорогой
Прокол под дорогой

В этом случае применяется прокладка труб в металлическом футляре. Применение так называемого прокола под дорогой позволяет выполнить такие работы без нарушения дорожного покрытия, а при пересечении железнодорожных путей является единственно возможным вариантом.

Существует несколько методик монтажа канализации таким способом. Более выгодным, с финансовой точки зрения, является метод продавливания стального футляра под дорогой. В этом случае металлическая труба, которая имеет диаметр больший, чем канализационная линия, при помощи специальных механизмов проталкивается сквозь толщу грунта.

Такой способ не применим для скальных или подобным им грунтов. В данном случае приходится прибегать к технологиям горизонтального бурения. В этом случае стальной футляр должен быть смонтирован в скважину как можно быстрее, потому что существует опасность ее деформации под нагрузкой.

Выбирая, на какой глубине прокладывать канализацию, не забывайте учитывать такой фактор, как глубина заложения центрального коллектора.

Ваша линия, с учетом ее протяженности и нормативных уклонов, требуемых для нормальной работы канализации, должна выйти к месту врезки на ту же отметку.

Бывают случаи, когда глубина коллектора значительно превышает глубину заложения линии, увеличить которую не позволяет ограничение по максимальному уклону. При таких условиях обычно монтируется промежуточный колодец, в котором и осуществляется понижение уровня прокладки линии. Если коллектор находится выше,  придется прибегать к установке станции, которая обеспечит перекачку стоков

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − четыре =